Петр Антропов: «Ищите инвестора для стартапа в Москве или в Сан-Франциско»

Петр Антропов:  «Ищите инвестора для стартапа в Москве или в Сан-Франциско»

У меня есть опыт как в традиционном бизнесе (я работал в банке, инвесткомпаниях), так и в Интернете. Разница – колоссальная. В Интернете есть миллион идей – как делать, что делать, для кого, как и кому продавать. Этот миллион идей трансформируется в тысячу задач, из которых за ближайший год может быть сделано, например, только двадцать-пятьдесят. Работа с интернет-проектами – это работа с приоритетами, здесь нужна внутренняя гибкость, готовность отказаться от какой-то задачи, отказаться от определенной работы и переключиться на другую. Для меня сначала это было неприемлемо: как это? Бросать работу на полпути? В банке каждую задачу полируешь, доводишь до конца, отвечаешь на каждый звонок и имейл, общаешься с сотнями людей. В традиционной экономике все намного стабильнее. Зато если «выстреливает» интернет-проект, то все твои вложения миллион раз оправдывают себя. Опять же, у большинства интернет-проектов очень низкий финансовый барьер для входа, иными словами, основатели вкладывают свое время и труд. В интернет-проектах самое главное – это люди, которые его создают.

Интересно, что в большинстве успешных проектов первоначальная идея была иной, нежели та реализация, что мы видим теперь. Например, есть такой интернет-магазин Fab – продажа фэшн-товаров. Проект начинали с социальной сети для людей с нетрадиционной ориентацией. Но не «выстрелило». Создатели попробовали что-то другое, потом еще что-то, пока не появилось то, что начало приносить доход. Люди в интернет-бизнесе должны быть способны прекратить развивать свою старую идею, чтобы начать новое и верить, что у них получится.

Инвесторы хотят как-то определить, что команда, люди – именно те, кто пойдет далеко. Один из общепринятых признаков – в проекте есть человек, который уже ранее развивал стартап. Поэтому намного легче привлечь финансирование тем, кто уже раньше что-то реализовал. Например, в Roamer Ник Устинов – основатель популярного в Латвии email-ресурса Inbox.lv, я имел серьезный опыт в работе с Odnoklassniki.ru, One.lv и Megogo.net. Однако это не должно останавливать команды, которые делают что-то первый раз. Учитывайте тот факт, что команда Google состояла сначала из двух студентов докторантуры.

Финансирование стартапов на раннем этапе – это деньги друзей и семьи – 5–50 тыс. долларов. Как альтернатива – можно переехать в инкубатор/акселератор. Например, в Украине есть несколько инкубаторов, где работают большие энтузиасты. Дальше – это может быть бизнес-ангел, человек, поверивший в идею или команду (15–250 тыс. долларов). При необходимости дальнейших инвестиций (250 тыс. долларов и больше) необходимо говорить с венчурными фондами. В этом, опять же, может помочь акселератор или бизнес-ангел.

В Украине люди очень предприимчивы, в той же России найти объект для инвестиций чуточку сложнее. Следует понимать: инвестор, заходя в интернет-бизнес, рассчитывает на его окупаемость в течение 3–5 лет, о достижении рентабельности за год-два никто не думает. Есть венчурные фонды или капиталисты, у которых профессиональный подход к инвестициям. Они не вкладывают в одну компанию, у них всегда есть 20–50 вложений, из которых 1–2 «выстрелят», еще десять будут работать на уровне рентабельности, остальные закроются. «Выстрелят» – это значит, что инвестор получит в 10–100 раз больше, чем вложил.

Чтобы в Украине найти инвестиции для украинского проекта (ориентированного только на внутренний рынок), скорее всего, придется искать непрофессионального инвестора. Логично ожидать, что опыта инвестирования у такого инвестора не будет: Украина – молодая страна, инвесторы – еще моложе. И это отсутствие опыта может не позволить построить нормальные отношения между проектом и инвестором. А такие равноправные отношения нужны, и они должны быть оформлены соответствующим договором. Среди сотни других пунктов договор должен ограничивать инвестора во вмешательстве в деятельность компании, одновременно возлагая ответственность за конкретные решения на ее основателей.

Если проект международного масштаба, то, в первую очередь, нужно привлекать российские и американские фонды. За финансированием можно поехать в Москву или в Европу – на выставки инвесторов. Но по-прежнему центр инвесторов номер один – США, а именно – Сан-Франциско и Нью-Йорк. Дальше идут Израиль и Великобритания (Лондон), Германия (Берлин). Самый близкий для украинцев центр инвестиций – это все-таки Москва. Меня часто спрашивают об Азии, но большие капиталы этой части света нацелены именно на свой азиатский рынок. Взять даже Турцию: знаю десяток европейских (российских в том числе) проектов, которые были успешны в своей стране, но «не пошли» там. Сложно – иной менталитет, иные люди, иной язык.

Теги:
стартап


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK