Алексей Кривцов: Идем "старым" курсом?

Алексей Кривцов, член Межведомственной рабочей группы по вопросам реализации инновационных технологических решений для регистрации расчетных операций – о том, почему новые законопроекты о фискализации губительны для бизнеса.
Алексей Кривцов
dengi.ua

Законопроекты "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг" (№1073) и "Об использовании регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (№1053) произвели для малого и среднего бизнеса эффект разорвавшейся бомбы. Причем, они были зарегистрированы 29 августа 2019 года, а уже  6 сентября в срочном порядке включены в повестку парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. И после непродолжительного заседания комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде поддержать эти документы как законы в целом.  

То есть, общий посыл происходящего можно выразить двумя фразами: "Компромисса и диалога между государством и малым (средним) бизнесом не будет. Все решено и решено исключительно в пользу и по замыслу предыдущей исполнительной власти". Чем обосновано такое утверждение?

Начнем с того, что идея "кэшбэка", которая реализована в обоих законопроектах, как форма контроля расчетных операций (контроль осуществляется третьими лицами или покупателями путем подачи жалоб в налоговые органы), витает еще с 2016 года. Законопроект, который предусматривал эту новацию, долгое время находился на сайте Министерства финансов и представители министерства транслировали его как необходимую меру для детенизации.

Читай также: На что украинцы тратят деньги

Но до дня регистрации упомянутых законопроектов ни в программе политической партии, получившей по итогам последних выборов большинство в парламенте, ни в обещаниях, которые звучали от лиц, ответственных за будущую налоговую политику, вопрос "кэшбэка" не поднимался. Более того, законопроект с такой же концепцией от экспертов Минфина под давлением малого и среднего бизнеса уже был заблокирован Государственной регуляторной службой.  Все это ставит под большое сомнение тезисы правящей партии о соблюдении баланса интересов между бизнесом и государством, о возвращении рабочей силы в Украину, об экономическом развитии государства, а также о демократии.

Более того, законопроекты №1073 и №1053 являются, по сути, подготовительной базой для отмены упрощенной системы налогообложения. Но их даже не вынесли на общественное обсуждение, и в текстах законопроектов не учтены формальные замечания Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, который указал на то, что включение нормы о кассовых аппаратах в Налоговый Кодекс идет вразрез со структурой национального законодательства.

Новый курс налоговой политики оказался «старым» курсом. Это обвинение всего малого и среднего бизнеса в его исключительно «теневой» природе, а также использование лозунга о равных возможностях. Но в отечественных условиях этот лозунг непредсказуемым образом из равных возможностей западных ценностей – получать жизненно необходимые доходы, свободу предпринимательства и условия ведения бизнеса, – трансформировался в хорошо известную отечественную концепцию государственного контроля в интересах крупного бизнеса. Все должны быть налогообложены одинаково и всех нужно контролировать.

Читай также: Потратить и вернуть: Выгоден ли украинцам кэшбэк

И как всегда, желание во что бы то ни стало победить «теневую экономику» приводит к тому, что это будет происходить ценой экономической жизни добросовестных налогоплательщиков, оказавшихся волею судьбы и независящим от них обстоятельствам в ситуации, когда только упрощенная система налогообложения позволяет им существовать физически.

Каким же могут быть последствия принятия законопроектов №1073 и №1053? За красивыми лозунгами "диджитализации", "налоговой культуры" и "равных возможностей" бизнес получает возросшие в несколько раз штрафы, обязанность вбивать в расчетные документы коды УКТ ЗЕД по всем видам товаров (а не только по топливу), и спекулятивную форму контроля. Контроль со стороны государства передается в "право пользования" за деньги неподготовленным и материально заинтересованным людям (в стране с нижайшим уровнем благосостояния). А значит, обвинения в нарушении законодательства будут строиться не на основании системы права и норм законодательства, а исключительно исходя из оценочных суждений тех, кто заинтересован в такого рода обогащении. Но никак не в том, чтобы выполнять "карающую" функцию государства.

Напомним, в Украине развивается интернет-банкинг.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook  

Смотри также - Как зарабатывать деньги? [кэшбэк 2019]