Бизнес жалуется на новые драконовские нормы Налогового кодекса

Бизнес жалуется на новые драконовские нормы Налогового кодекса
depositphotos.com

Пока предприниматели-упрощенцы требуют от депутатов освобождения от РРО, средний и крупный бизнес жалуется президенту на торможение экономического роста и на новые драконовские нормы Налогового кодекса.

Об этом сообщают Деньги.

К Офису президента 19 февраля пришли на митинг представители малого бизнеса, которые объединились под лозунгом #SaveФОП. Предприниматели съехались из многих городов Украины. Как из крупных – Харькова, Львова, Одессы, так и более мелких населенных пунктов и даже из сел. Предприниматели требовали не сворачивать упрощенную систему налогообложения, а еще – настаивали на встрече с президентом Владимиром Зеленским. Президент к протестующим не вышел. Да и не мог – в этот день он был в рабочей поездке, инспектировал ремонт в Бориспольской больнице и обсуждал ход медреформы.

Читай также: Налоговая дала разъяснения по новому налогу на средства на картах

  • Никаких РРО и мораторий

Главное и основное, чего хотят предприниматели, – отмены тотальной фискализации. Напомним, что с 2021 года весь без исключения малый бизнес на упрощенной системе, кроме СПД первой группы, будет обязан использовать кассовые аппараты. Физические или программные РРО. Соответствующие нормы прописаны в законах № 128-IX и № 129-IX.

Предприниматели обоснованно боятся, что появление кассовых аппаратов спровоцирует рост коррупции со стороны налоговых инспекторов и усиление административного давления. Причем, сложнее всего придется упрощенцам из провинции. Ведь платежеспособность населения там очень низкая. Так что небольшая фискальная нагрузка и отсутствие сложной отчетности – это единственный резерв сохранения низких цен и хоть какой-то занятости.

Поэтому бизнес настаивает на том, чтобы парламент поддержал законопроекты № 2644 и № 2645, которые отменяют нормы упомянутых законов в части фискализации.

Встала на сторону бастующих и депутат от партии “Европейская солидарность“, экс-глава профильного налогового комитета Нина Южанина. Она заявила, что внедрение РРО создаст чрезмерное финансовое давление на малый бизнес, которое, по разным подсчетам, обойдется предпринимателям в 10–20 млрд. грн. дополнительных затрат, и призвала депутатов в срочном порядке рассмотреть законопроекты № 2644 и № 2645.

Читай также: Украинцы переплатили 38 млрд грн налогов

Кроме того, предприниматели напомнили президенту о том, что он еще в ноябре 2019 года подписал указ, которым поручил правительству разработать законопроект о внедрении двухлетнего моратория на проверки МСБ в части применения РРО и о снижении штрафов за нарушение кассовой дисциплины. За прошедшие почти четыре месяца Кабмин ничего подобного не сделал.

Также представители движения #SaveФОП требуют, чтобы все изменения в законодательство, которые касаются микробизнеса, обсуждались с предпринимательским сообществом. И чтобы парламент рассматривал их только после согласования с бизнесом.

  • Все хорошо. Ну, почти все

У среднего и крупного бизнеса – тоже ворох проблем, которые руководители Союза украинских предпринимателей (СУП), Европейской бизнес-ассоциации и Американской торговой палаты (ACC) обсуждали на закрытой встрече с Владимиром Зеленским 13 февраля, как раз за несколько дней до протестов микробизнеса.

Президент, как и раньше, заверял представителей делового сообщества, что его офис открыт к сотрудничеству и готов выслушать все предложения, в том числе и относительно законодательных изменений, которые улучшат бизнес-климат и будут направлены на рост экономики “Сейчас мы чистим Украину от всей грязи, а ее очень много“, – сказал Зеленский.

Читай также: В “Слуге народа“ хотят насчитывать налог на доходы по-новому

Глава EBA Анна Деревянко начала свое выступление со слов благодарности команде президента и правительству за макроэкономическую стабильность, за запуск новой таможни, за старт диджитализации и за непопулярные решения, такие как фискализация. Среди вопросов, которые волнуют членов EBA, Деревянко назвала также противодействие теневой экономике (читай – подавление малого бизнеса), упрощение налогового администрирования, своевременность возмещения НДС, снижение зарплатных налогов, реформирование трудового законодательства и внедрение земельного рынка. Добавим: фискализация объективно выгодна крупным торговым сетям и импортерам, так как создает невыносимые условия их конкурентам – мелкой торговле и небольшим импортерам. И потому позиция ЕВА по ее поводу вполне предсказуема.

  • НнВК – никогда?

Президент СУП Вячеслав Климов (совладелец Новой Почты) заявил, что обещанного роста ВВП Украины на 7% точно не будет, а член совета директоров СУПа Александр Соколовский напомнил, что в Украине уже девять месяцев падает промпроизводство, а количество рабочих мест сократилось на 300 тысяч.

Члены СУП предложили президенту искать дополнительные драйверы роста в снижении нагрузки на фонд оплаты труда до 25% и в перераспределении местных налогов в местных бюджетах. А заодно напомнили главе государства о предвыборных обещаниях. О защите бизнеса от злоупотреблений со стороны контролирующих органов и, конечно же, о налоге на выведенный капитал.

Читай также: ФЛП смогут платить налоги в Опендатабот

Но Владимир Зеленский только лишь развел руками и сказал, что до сих пор непонятно, что делать с потерями бюджета от внедрения НнВК. Иными словами, Кабмин и президент не планируют вносить законодательную инициативу относительно налога на выведенный капитал. Хотя соответствующий пункт в его предвыборной программе был.

Затронули участники вопрос о законопроекте № 1210, который принят Верховной Радой в январе 2020 года и сейчас находится на подписи у главы государства. Бизнес сильно обеспокоен нормами, прописанными в нем, – создают колоссальные коррупционные риски, так как позволяют налоговикам на свое усмотрение трактовать фискальные последствия тех или иных действий бизнеса.

Зеленский же, как оказалось, вообще и знать не знает, что окончательную версию законопроекта № 1210, которую принял парламент, кроме него самого и авторов документа, никто не видел. Поэтому есть хоть и слабая, но надежда, что президент ветирует законопроект, финальную редакцию которого так усиленно скрывают от бизнеса.

  • Мнения участников процесса

Сергей Доротич, глава Всеукраинской общественной организации “Союз защиты предпринимательства“

Читай также: Сколько ФЛП будут платить в 2020

Основные требования, которые выдвигают предприниматели к властям, – это принятие законопроектов № 2644 и № 2645 и отмена норм законов № 128-IX и № 129-IX в части фискализации малого бизнеса и кэшбека; создание постоянно действующего органа при президенте, который будет заниматься развитием микропредпринимательства в Украине; внесение всех изменений в законодательство, касающиеся условий деятельности микропредпринимательства, только после обсуждения с представителями микробизнеса и прогнозирования их последствий; проведение реформы налоговой и таможенной служб в соответствии со стандартами ЕС и введение моратория на проверки микробизнеса всеми контролирующими органами.

Павел Себастьянович, координатор гражданской платформы “Нова Країна“

Предприниматели, особенно микробизнес, хотят, чтобы их оставили в покое. Есть начальный уровень предпринимательства, который должен обходиться без отчетности и без всяких проверок. Человек каким-то образом зарабатывает деньги, не используя при этом большие производственные мощности или торговые площади. Торгует на рынке, ремонтирует в гараже бытовую технику. Вот эта деятельность, на мой взгляд, не должна подвергаться ни проверкам, ни контролю. А если эти люди платят налоги, так государство на них молиться должно. Но парламент обязывает этих маленьких предпринимателей использовать кассовые аппараты. К чему это приведет? К тому, что почти 2 млн. предпринимателей замедлят свою работу, а значит, замедлится и рост экономики страны.

Читай также: Нардепы предлагают повысить ставку НДФЛ

Вячеслав Черкашин, старший аналитик Института социально-экономической трансформации (ISET)

Итоги встречи президента с бизнесом сигнализируют о полном отсутствии у лидера государства информации о реальном положении дел в секторе сбора налогов. Триада “профильный комитет – Минфин/МЭРТ – ГНС“ надежно оберегает эфир от вмешательства реальности в начальствующие умы. А свежий отчет о выполнении программы деятельности правительства в 2019 году в сфере налоговой политики напоминает выдержку из газеты “Правда“. Одним из достижений года, на секундочку, называется проект № 1210, вводящий несколько сложнейших и обременительных регуляций и правил для бизнеса. Таких, как деловая цель, КИК, охота на незарегистрированные постоянные представительства, условные дивиденды. Все больше похоже, что налоговая реформа 2019–2020 – это приговор экономическому росту, умноженный на безнаказанность.

Александр Соколовский, президент ВО работодателей “Укрлегпром“

Сегодня мы имеем принятый законопроект № 1210, основной принцип которого – увеличение административного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий. И все усложнения, которые он привнесет, приведут к увеличению полномочий проверяющих. А они на свое усмотрение будут решать, “казнить или миловать“, что влечет за собой коррупционные риски. В тени и так около 40% бизнеса, и никто из него не выйдет. Наоборот, предприятия под давлением будут или сворачивать деятельность, или дальше уходить в тень. Неуплата налогов является до сих пор одним из основных конкурентных преимуществ теневиков, с которым еще сложнее станет бороться белому бизнесу, поскольку после внедрения в жизнь норм проекта № 1210 вырастут его затраты на дополнительных юристов, адвокатов, бухгалтеров.

Павел Харламов


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK